Шахматная новелла по-голышмановски


        В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Шахматы — это увлекательная игра с древнейшей историей, которая сегодня считается видом спорта.

 


      В последнее время и врачи, и учителя, и родители озабочены тем, что дети перестают играть во дворе в различные подвижные игры. Почем-то позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы покушать. Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях. Некоторые родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. С этой целью,  чтобы заполнить свободное время, привлекают детей к занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Однако, есть ещё один хороший способ избежать интернет-зависимости — это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра будет доставлять детям много радости, и в то же время — оказывать огромное влияние на их умственное и психическое развитие.

          Можно привести  примеры влияния шахмат на формирование детей:

  1. Шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
  2. Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

      Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

  1. Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

     Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

  1. Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
  2. Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и не решаются лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

       Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

     В этой связи, радует то, что в р.п. Голышманово проводятся различные турниры по шахматам, в том числе и для детей дошкольного и школьного возраста.

     Так, 09.10.2018 года в МАОУ «Голышмановская СОШ № 1» Администрацией Голышмановского муниципального района был проведён  шахматно-шашечный  турнир на приз Главы района.

      Следует отметить, что данный турнир имеет уже собственную историю. В этом году он проходит под цифрой «8». На этот турнир были приглашены обучающиеся и студенты ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», которые приняли участие в личном зачёте и получили заслуженные награды.

       По окончании соревнования, Глава Голышмановского района А.В. Желтоухов, перед награждением победителей и призёров шахматно-шашечного турнира, отметил, что обучение игры в шахматы. в следующем учебном году —  будут обязательно введены в школьную программу. Поэтому  студентам педагогического отделения агропедколледжа  актуально  как самим совершенствоваться игре в шахматы, так и овладевать  компетенцией  по методике обучения игры в шахматы детей  дошкольного и школьного возраста.